Бесконечный спектакль  

Жадный всплеск равнодушного зала. Все звуки превратились в какой-то жалостливый писк. Хочется поднять руки и закрыть уши, чтобы ничего этого не слышать. Но мои партнёры – друзья по несчастью – крепко сжимают мне руки. Так крепко, что, кажется, я слышу хруст костей. А может быть это всего лишь иллюзия? Чувствую, что меня тянут вниз – ещё один поклон пустоте. Пустоте, которой мы дарим свои таланты, свои эмоции, свой нелепый маскарад. Лица людей сливаются в одну картину авангарда – чудовище с тысячью холодных глаз. И ещё – везде кровь. Скорее всего, это от ярких софитов… Ещё один поклон. Спину ужасно ломит. От натянутой улыбки онемели скулы. К горлу подкатил комок, который я ожесточённо сглотнула обратно. Наконец, люди уходят. Да, они люди, а мы актёры… Они живут свой жизнью, а мы – чужой… Они уходят, а мы стоим на сцене, даже не пытаясь скрыться за занавес. Двери зала закрываются. Кто-то из нас упал в обморок. Весёлый Клоун швырнул свой ненавистный парик в пустоту. Я брезгливо выдёргиваю ладонь из руки своего Возлюбленного - хоть по спектаклю я его и обожаю, но в реальном свете, а не в полутьме занавеса, мне ненавистна каждая черта его лица. Многие начинают курить прям на сцене. Кто-то сел на пол, сжавшись комочком. В пустом зале слышались чьи-то всхлипы. Каждый ждал приговора. Сцена стала нашим эшафотом, вот только палач почему-то задерживался. И вот, наконец, появился он. Нет, в его руках не было топора. Только трость, которую боялись многие больше, чем какой-то режущий предмет. Казалось, эта палка подчас и решала нашу судьбу. Любой её взмах значил слишком многое. Вальяжной походкой, Он подошёл к первому ряду и сел в кресло. Подняться к нам на сцену было выше его достоинства. То опуская, то поднимая трость вверх, Он спокойным тоном объяснял наши ошибки. С первых его слов было ясно – Он недоволен, и предстоит ещё один спектакль. В течение получаса мы выслушивали тихую ругань за свою игру – неправильные интонации, не вовремя сделанный жест и многое другое. Даже в неровном освещении Он обвинял нас, потому что «мы, как тараканы, слишком апатично двигаемся по сцене». Закончив свою спокойную тираду, он встал и, предупреждающе направив на нас свою трость, сказал: «Вчера было хуже, но завтра должно быть намного лучше» Он развернулся к нам спиной и ровной походкой покинул зал. Кто-то опять упал в обморок. Поморщившись, я вместе с другими ушла за кулисы. Я вошла в первую попавшуюся гримёрку. Там уже была какая-то женщина. Без грима и костюма я не могла вспомнить, кого она играет. Она посмотрела на меня в зеркале (мы все избегали прямых взглядов вне сцены) и устало улыбнулась.
- Раз Он говорит, что вчера было хуже, значит это уже хорошо. Мы на полпути к Свободе.
Я устало облокотилась на дверь. Голова ужасно болела. Во всём еле была ломота. Одним из неписанных правил нашего Театра, было то, что никого не должны волновать чужие проблемы. Поэтому моя собеседница, не обращая внимания на моё полуобморочное состояние, продолжала говорить, накладывая, словно грим, большое количество косметики:
- Кстати, я заметила, что дама в первом ряду всё-таки поняла, как она нелепо выглядит в своём бардовом платье. Сегодня она пришла более-менее прилично одетая. Интересно, в чём она придёт завтра?...
- Опять ты о шмотках говоришь, бестолковая деревенщина! - сказал Весёлый Клоун, заходя в гримёрку. Он небрежно толкнул меня плечом, чтобы я ему не мешала зайти. Извиняться он, естественно, не собирался. – Лучше бы подумала о завтрашнем спектакле и о том, что во 2 акте ты должна правильно произнести свой монолог! А-то выговор у тебя, будто ты панихиду читаешь!
- А что тут думать? – сказала женщина, совершенно не замечая грубого тона Клоуна. – Завтра будет лучше, чем сегодня всё равно! Разве ты ещё не заметил эту закономерность?
- Ну да, конечно! Может ты ещё, дура неотёсанная, думаешь, что уже близок Конец?
- Да. С каждым днём у нас получается всё лучше и лучше. И вскоре мы всё-таки сыграем наш лучший спектакль!
Весёлый Клоун, выпуская кольца дыма, засмеялся. Мне стало почему-то противно – и от грубости Шута, и от наивности этой женщины. Я вышла из гримёрки, не сказав никому «до завтра». Да и мне этого никто не собирался говорить. Только Клоун крикнул мне вслед: «Смотри костюм не испачкай!».
Идя по улицам города, я не замечала удивлённых взглядов прохожих. Все мои мысли были заняты другим. Почему-то мне вдруг захотелось помечтать о том, что же будет, когда мы отыграем наш лучший спектакль. Тогда ведь начнётся настоящая Жизнь… Можно будет вот так же ходить на чьи-то спектакли и смотреть, как актёры стремятся к тому же, о чём она сейчас мечтает. Жизнь… Настоящая.. Твоя… Невыдуманная… Личная… Жизнь… Свобода…
Завтра опять будет спектакль. Придут те же люди. Опять буду претензии от Него. Но сегодня меня будет согревать мысль о том, что всё это когда-нибудь кончится. Ведь кончается же жизнь Смертью… Значит и маскарад когда-нибудь снимет костюмы и станет чем-то большим, чем выдуманным событием.


Главная
Рассказы

Используются технологии uCoz